full screen background image

Туроператорам разрешили использовать «Турпомощь» для компенсаций туристам: будут ли они это делать?

89

Правила выплат не позволяют бизнесу задействовать разрешение на использование накопленных фондов Facebook
Vkontakte
Twitter
Whatsapp
Скопировать ссылку

Туроператорам разрешили использовать «Турпомощь» для компенсаций туристам: будут ли они это делать?

После того как правительство объявило о продлении возможности «распечатать» туроператорские накопления в фондах персональной ответственности (ФПО) «Турпомощи» и пустить их на выплаты туристам за не состоявшиеся еще в 2020 году туры, возник вопрос – воспользуется ли турбизнес таким правом?

Глава Ростуризма Зарина Догузова считает, что это решение «позволит туроператорам получить дополнительные возможности при расчетах с туристами по открытым странам и максимально сократить свои обязательства, а многим – полностью их выполнить». Однако предыдущий опыт заставляет в этом усомниться.

Задействовать ФПО правительство разрешило еще в апреле 2020 года, но интерес к такой возможности проявили лишь 39 компаний из 400, входивших на тот момент в «Турпомощь», причем среди них не было ни одной крупной. После продления постановления весной 2021 года, по данным «Турпомощи», с заявлениями о начале процедуры выплат обратились 18 компаний, причем только четыре из них довели процесс до конца.

Причина в нестыковках механизма выплат с действующим законодательством и сложившимися реалиями рынка.

По отраслевому № 132-ФЗ туроператоры выездного туризма обязаны ежегодно пополнять ФПО на 1% от общей стоимости туров, проданных годом ранее. Вносить платежи надо ежеквартально, поэтому уже в апреле туроператорам придется сделать очередной транш. При этом, согласно распоряжению правительства № 461 от 8 апреля 2020 года, регулирующему правила компенсаций туристам из ФПО, одно из обязательных условий – наличие финансового обеспечения, действующего в течение 120 дней после окончания реестра выплат (на эту процедуру отведено полгода. – Ред.). Сейчас уже 60% туроператоров используют ФПО в качестве финансовой гарантии и довели его размер до требуемых законом 7% от общей цены турпродукта. Им нет смысла сейчас опустошать эту копилку, так как по закону ее сразу же придется пополнить – в противном случае Ростуризм может исключить из федерального реестра. А использовать другой вариант фингарантии в виде страхования ответственности в 2022 году туроператорам будет практически невозможно. Всероссийский союз страховщиков уже не раз предупреждал, что этот вид деятельности им не интересен из-за возросших рисков.

Получается, что воспользоваться ФПО для выплат туристам выгодно лишь компаниям, которые собираются прекратить работу в качестве туроператоров выездного туризма. Им действительно есть смысл отправить туристов в «Турпомощь», особенно если объем претензий меньше, чем сумма накоплений в фонде, – в этом случае собственник туроператора даже заберет остаток. Согласно правилам, компании, в отношении которых начата процедура банкротства (например, «Инфлот», «Юникорн». – Ред.), задействовать ФПО не могут.

Что касается основной массы действующих туроператоров, в том числе крупнейших игроков, то для них процедура выплат через ФПО вряд ли оправдана. Им проще напрямую рассчитаться с туристами, чем полгода собирать претензии в реестр и распечатывать ФПО.

И, конечно же, надо учитывать, что в ФПО всех туроператоров хранится в общей сложности 2 млрд руб., а общий объем неисполненных обязательств по «ковидным» турам даже чиновниками оценивается в 7 млрд (экспертные оценки доходят до 25. – Ред.). Таким образом, даже если все туроператоры захотят и смогут запустить процесс выплат, денег в их копилках в любом случае не хватит.

Комментарии туроператоров подтверждают – фонды «Турпомощи», скорее всего, останутся неприкосновенными. Например, в ANEX Tour TourDom.ru сообщили, что не планируют использовать свой ФПО. Аналогичный ответ дали и в «Пегасе»: «На сегодняшний день такой необходимости нет», – отметил представитель компании.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.